Человек Новой Эпохи > БИБЛИОТЕКА > СТАТЬИ, ОПЫТ ПСИХОЛОГА > Системная терапия и консультирование. Отрывки из книг Б. Хеллингера> > Системные переплетения и их разрешения

Библиотека

Психология новой эпохи

Системная терапия и консультирование. Отрывки из книг Б. Хеллингера

 

СИСТЕМНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

Род

Вместе со своими родителями, братьями и сестрами мы образуем роковое сообщество семьи. Но, будучи семьей, мы также принадлежим к роду, в котором оба родительских «клана» соединяются в более крупную систему людей, среди которых мы знаем, возможно, не всех, но которые тем не менее для нас значимы.
К членам рода, независимо от того, живы они или умерли, как правило, относятся:
ребенок и его братья и сестры;
родители и их братья и сестры; в том числе умершие и мертворожденные, а также родившиеся вне брака и сводные братья и сестры;
бабушки и дедушки;
иногда кто-то из прабабушек и прадедушек;
все, кто уступил место в системе другим, например, первый муж или первая жена родителей или бабушек и дедушек (это могут быть и схожие с браком отношения, в том числе, когда они закончились расставанием или разводом); прежняя невеста; женщина или мужчина, с которыми у кого-то из членов рода есть общий ребенок; а также все, чье несчастье, уход или смерть принесли какую-то пользу другим членам рода.
Следующие важные для нас отношения возникают одновременно с возникновением отношений с родителями, поскольку мы являемся членами не только родительской семьи, но и членами нашего рода. Вместе с родителями мы обретаем также два их рода, и теперь мы члены одного рода, в котором соединяются род матери и род отца.
Род ведет себя так, словно он спаян некой связующей всех его членов силой и неким органом порядка и равновесия, действующим в равной степени в каждом из них.


Родовая связь
Члены одного рода связаны друг с другом так, словно это некое роковое сообщество, где тяжелая судьба одного отражается на всех членах рода и вызывает желание разделить ее с ним. Например, если в семье рано умирает ребенок, его братья и сестры ощущают стремление последовать за ним. Родители и родители родителей тоже иногда хотят умереть, потому что стремятся последовать за умершим ребенком или внуком. Или когда умирает один из супругов, другой тоже часто хочет умереть. В таких случаях живые в душе говорят мертвым: «Я последую за тобой». Многие из тех, кто страдает опасным для жизни заболеванием, например раком, или становится жертвой несчастных случаев, или испытывает тягу к самоубийству, находятся под давлением этой роковой связи и связующей любви и в глубине души говорят: «Я последую за тобой».
С этим тесно связано представление о том, что один может вступиться за другого. То есть может вместо него взять на себя его страдания, искупление и смерть и таким образом избавить его от тяжелой судьбы. Слова, стоящие за таким поведением, звучат так: «Лучше я, чем ты».
Например, когда ребенок видит, что кто-то из членов его рода тяжело болен, он внутренне говорит: «Лучше буду болен я, чем ты». Или ребенок видит, что на ком-то лежит тяжелая вина и тот должен ее искупить, и говорит: «Лучше ее искуплю я, чем ты». Или если ребенок видит, что его близкие уходят или хотят умереть, он говорит в душе: «Лучше исчезну я, чем ты».
Здесь обращает на себя внимание тот факт, что в первую очередь вместо других страдают, искупают вину и хотят умереть младшие члены рода, то есть прежде всего дети. Но такое «заместительство» существует также и внутри пар.
Остается заметить, что этот процесс протекает абсолютно неосознанно, так что ни те, кто действуют вместо других, ни те, кому эти действия призваны помочь, не видят, что происходит на самом деле. Но знающий об этих роковых связях, обладая этим знанием, может из них высвободиться. Особенно отчетливо роковые связи обнаруживают себя во время семейных расстановок.