|
Библиотека
Психология Новой Эпохи
Истории, как средства психотерапии
|
Многие дети – большие и маленькие,
живут по сценарию какой либо истории, например, сказки.
Часто дети внутренне знают, что им нужно, но хотят не слышать это от других,
а придти к этому самостоятельно при помощи внутреннего понимания.
При помощи истории, рассказанной ребенку с любовью,
устанавливается доверие с внутренним пониманием ребенка,
которое поможет преодолеть трудности.
|
Истории могут оказывать самое различное воздействие. При этом мы выделяем следующие четыре жизненные сферы, представляющие собой чаще всего главный источник конфликтов: отношение к телу, к физическому здоровью; отношение к преуспеванию в деятельности; отношение к другим людям, к семье, родственникам, друзьям, коллегам (общительность/традиция); отношение к интуиции, фантазии и к будущему. Образный мир историй позволяет приблизить их содержание к внутреннему Я человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственным психическим структурам. Такого рода реакции могут, в свою очередь, стать предметом терапевтической работы. Ассоциируя себя с тем, что клиент узнал из истории, он тем самым говорит о самом себе, о своих конфликтах и желаниях. Понимание и восприятие историй облегчается участием в них фантазии и воспоминаний клиента. Свободные от непосредственного, конкретного жизненного опыта клиента истории помогают ему — если они целенаправленно применены - выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты. Клиент уже не только жертва своей болезни, он может сам выработать определенное отношение к своим конфликтам и привычным возможностям их разрешения. Так история становится как бы тем зеркалом, которое отражает и отражение которого побуждает к размышлениям. Истории — это по своей сути модели. Они отображают конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. Однако эта модель не является чем-то застывшим. Она дает возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Истории предлагают различные варианты действий, при этом мы в своих мыслях и чувствах знакомимся с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации. Люди с трудом расстаются со своими жизненными принципами, духовными ценностями, индивидуальными мифологиями, несмотря на то что они не помогают им конструктивно справляться со своими конфликтами. Подобно тому как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, клиент боится расстаться с привычными для него способами самопомощи, хотя они не раз загоняли его в заколдованный круг конфликтов. Благодаря своей образности истории легко запоминаются и после окончания консультации продолжают «работать» в повседневной жизни клиента; в памяти может возникнуть ситуация, подобная той, которая изображена в истории, или появиться потребность продумать отдельные вопросы, затронутые в ней. При изменяющихся условиях клиент может по-другому интерпретировать содержание одной и той же истории. Он обогащает свое первоначальное понимание истории и усваивает новые жизненные позиции, которые помогают разобраться в собственной мифологии. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от психотерапевта.
Носсрат Пезешкиан
|
|