Библиотека
Психология новой эпохи
Магия семейных расстановок
Четыре аспекта семейных полей
Четыре аспекта семейных полей (Руперт Шелдрейк – из книги «Практика Семейной расстановки»)
Во-первых, семейная расстановка — это что-то вроде карты или модели семейного поля. Она показывает пространственный порядок и модель отношений. Здесь, как и в любом поле, изменение одной части влияет на все остальные. Таким образом, как и другие поля, семейные поля имеют свою пространственную модель, свой простран¬ственный порядок.
Во-вторых, семейные поля обладают памятью. Произошедшее в прошлом оказывает на поле влияние, даже если люди в нем этой па¬мяти не сознают. Следовательно, поля имеют пространственный и временной аспекты.
В-третьих, благодаря семейным полям возможно исцеление, вос¬становление целостности и порядка.
И, в-четвертых, семейные поля обладают способностью к гибри¬дизации. Каждая свадьба — это объединение двух семейных полей и возникновение нового поля.
В этих аспектах семейные поля очень похожи на поля морфические.
Четыре аспекта морфических полей
Во-первых, морфические поля являются частью вышестоящей, целостной модели природы. Морфические поля располагаются по принципу гнездовых иерархий. Так организована вся природа. Са¬мым маленьким кругом здесь может быть субатомарная частица ато¬ма, молекулы или кристалла или клетка ткани, органа или организ¬ма. Или это может быть индивидуум, отдельный человек в поле се¬мьи, поле рода или в поле содружества наций. Где бы мы ни вгляды¬вались в природу, мы везде обнаружим организацию в виде многочисленных соподчиненных уровней.
Следовательно, уровень организации семьи включает морфическое поле семьи. А это поле существует в одном из больших морфических полей и одной из более широких моделей организации. Значит, понять отдельную личность в семейном поле можно только по отношению к этому большему целому. Но для того чтобы понять смысл происходящих в семье событий, семья сама требует большего целого. Семьи не существуют в изоляции.
Социальные поля семейных групп не уникальны в природе. Мы являемся социальными животными, и то же самое относится к тыся¬чам других видов животных. Координировано поведение птиц в ста¬ях, точно так же обстоит дело в косяках рыб, в стаях волков и у соци¬альных насекомых. Существует множество разных видов социальных групп животных, и я уверен, что все они имеют групповые поля и в этих полях память.
Каждый род вещей обладает па¬мятью в своем морфическом поле. Это коллективная память всех ана¬логичных вещей, существовавших ранее. Способ, которым она переда-ется, мы называем морфическим резонансом.
В области социальных полей память возникает через резонанс с прошлыми действиями поля. Следовательно, так же, как в случае индивидуальной памяти, социальная память воспринимается тоже через резонанс. Все социальные группы людей замечают присутствие прошлого. В традиционных обществах социальная группа состоит не только из живых на данный момент членов, но и включает в себя не¬видимое присутствие предков.
Все ритуалы включают в себя использование определенных консер¬вативных слов и фраз, определенных повторяющихся действий, трапезу с определенными блюдами, молитвы или призывы и т. д. Проделывая что-то точно так же, как это делалось ранее, люди принимают участие в ритуале и тем самым устанавливают связь со всеми, кто осуществлял это действие до них, вплоть до того момента, когда это произошло впервые. С точки зрения морфического резонанса в этом заключается очень боль¬шой смысл. Вы ритуальным образом выполняете действия, причем точ¬но также, как они выполнялись раньше, и через это сходство вы вступа¬ете в резонанс со всеми, кто совершал эти действия до вас.
Целительные аспекты морфических полей
Третий аспект морфических полей связан с исцелением. Посколь¬ку все морфические поля несут в себе воспоминание о целостности системы, образ целостности продолжает сохраняться даже тогда, когда система оказывается повреждена. В биологии этот феномен лежит в основе регенерации. Можно отрезать часть ветви ивы, и она будет развиваться в новое дерево. Можно разрезать на части ленточного чер¬вя, и каждая часть может вырасти в нового червя. Даже если отрезан¬ный кусок имеет форму, никогда еще не существовавшую, в нем тем не менее содержится информация о целом. Эта регенеративная спо¬собность морфогенетических полей была основополагающей мыслью, из-за которой в биологии вообще была разработана идея морфичес¬ких полей. Именно способность к регенерации обнаружила в полях эту скрытую целостность.
. Если разделить на части голограмму, то каждая часть сохранит в себе образ целого. Голограмма — это феномен поля.
Этот феномен проявляется также у развивающихся эмбрионов. Если, например, вы тонкой лентой разделите на две части яйцо стре¬козы, то задняя часть, предназначенная стать задней частью эмбрио¬на, образует полноценный, но меньший по размеру эмбрион. Следо¬вательно, эмбрион обладает способностью восстанавливать целост¬ность, пусть и в меньшем масштабе. Это называется эмбриональной регуляцией.
Ту же самую регенеративную способность мы наблюдаем и в соци¬альных группах. (Шелдрейк показывает картинку с изображением тер¬митника в разрезе.) Эти насекомые строят очень большие сооружения, высотой иногда до двух метров. Эти большие строения создаются в результате совместной деятельности миллионов насекомых, каждое из которых приносит в нужное место крохотный кусочек глины. Откуда они знают, куда им нужно ее принести? Отдельное насекомое не может иметь представления о структуре в целом, к тому же термиты слепы. Я думаю, они способны это делать, поскольку являются частью морфи¬ческого поля всей группы, которая несет в себе невидимый план всего сооружения. Если повредить часть термитника, термиты его починят. Он регенерирует. И строить они начнут с обеих сторон повреждения. В некоторых экспериментах, описанных в моей книге, показывается, что если между двумя поврежденными половинами поместить стальную пластину, их деятельность по восстановлению будет по-прежнему точ¬но скоординирована. Туннель и этажи будут по-прежнему на своих местах. На мой взгляд, это доказывает наличие некоего невидимого плана, внутри которого трудятся отдельные насекомые.
Если в улье убить большую часть пчел, другие пчелы, чтобы весь организм функционировал, станут брать на себя задачи, ранее для них не предназначавшиеся. Следовательно, существует регенератив¬ная способность всей социальной группы в целом. В других областях биологии известны иные примеры регенеративных способностей со¬циальных групп. Это благодарный предмет исследований для всех, кто интересуется социальными полями.
Способность к гибридизации
Четвертым аспектом социальных полей является способность к гибридизации. Если скрестить друг с другом два разных вида расте¬ний или животных, то в первом поколении гибридизации обычно возникают организмы с половинными признаками обеих родительс¬ких форм.
. Мы провели сотни экспериментов, демонстрирующие подобное поведение у собак. Существуют убедительные доказательства того, что животные действительно могут на больших дистанциях реагировать на намерения человека и на изменения его планов. Но реагируют они только на людей, с которыми очень тесно связаны. Изменение наме¬рений человека может показать измеряемое и видимое изменение в поведении животного через расстояния в сотни километров.
У меня есть целый банк данных, более чем две с половиной тыся¬чи случаев, включая несколько очень хороших примеров из Герма¬нии. Эти примеры показывают, что есть много других обстоятельств, при которых поле семьи, включающее в себя собаку, может оказы¬вать на нее влияние. Существует бессчетное множество примеров, когда собака без видимого повода начинает вдруг выть или демонст¬рировать признаки сильного беспокойства, а потом выясняется, что именно в этот момент умер кто-то из членов семьи или где-то далеко произошел несчастный случай. Среди людей это одна из самых дра-матичных форм телепатии, которая показывает связанность друг с другом членов одной группы, соединяющую их даже на больших рас¬стояниях.
Кроме того, имеются новые результаты исследований человечес¬кой телепатии, доказывающие существование этих связей. Интерес¬но уже само происхождение этого понятия. Корень «теле» указывает на связь с дальним расстоянием (ср. телевидение и телепатия), вто¬рой корень связан с чувствованием (ср. эмпатия и симпатия). Таким образом, телепатия связана с чувствованием на расстоянии. И прак¬тически все примеры телепатии относятся к чувствованию на рас¬стоянии, существующему между тесно связанными друг с другом чле¬нами социальной группы. Следовательно, это один из способов рас¬смотрения пространственных аспектов социальных полей.