Человек Новой Эпохи > ЭКОСОФИЯ НОВОЙ ЭПОХИ > Цветодиагностика психического состояния > Закон гармонии в нас> > Гармония

Ситемная терапия и консультирование

Закон гармонии в нас

Гармония

Макс Люшер

 У меня создалось впечатление, что во всем, чтобы мы ни делали, важнее всего найти, или самим создать гармонию и внутреннее равновесие. Почему в жизни человека такую важную роль играет любовь, почему красота пейзажа или формы делает нас такими счастливыми, почему мы долго и настойчиво бьемся над сложной и запутанной задачей, пока все не станет ясным и понятным, пока все не встанет на свои места и не заработает как надо. Я спрашиваю себя: почему мы сердимся на человека из за недобросовестного поступка и боремся за какое то дело? Что является мотивом. Какова цель всех этих устремлений?
 

Мой ответ: для нас превыше всего гармония, которую мы ищем во всем, и к которой всегда стремимся.

Именно так: цель к которой мы устремлены постоянно одна и та же – достижение гармонии, согласия между миром и нами. И результат моих теоретических и практических исследований последних десятилетий приводят меня к следующему заключению: истинным смыслом всех целесообразных поступков человека является гармония.

Из за негармоничности многие и считают свою жизнь  бессмысленной. Но разве острые переживания бессмысленности не делают очевидным, что людям чрезвычайно необходимо то, придаст их жизни какой то смысл, что люди находятся в поиске смысла? Разве тот, кто говорит сам себе, что моя жизнь лишена смысла, не доказывает тем самым, что он остро нуждается в обретении смысла? Разве это не означает, что «бессмысленный» человек убежден в том, что жизнь должна иметь смысл?

Да, мы люди живем не только, что бы удовлетворять свои потребности. Нам недостаточно просто утолить голод и отреагировать на сексуальное влечение, подобно животным в период течки.

 

Мы люди, наделены способностью думать и судить о многом. Мы осознаем ситуацию, в которой живем – радостна, гармонична, наполнена смысла она, или же переживаемое кажется нам разрушительным и противоречащим всякому смыслу.

 

Конечно, это очень нелегко, распознать наполненную смыслом гармонию. Распознать там, где наши желания поджидает разочарование, а притязания и усилия терпят крах. Кто под гармонией понимает безмятежное существование, для того не¬приятности и разочарования будут служить доказательством бессмысленности жизни. Поэтому «убежденные» пессимисты могут считать меня «оптимистом». Но непоколебимый пессимист не понимает меня, если думает, что я хочу приукрасить действительность. Как будто я не знаю, что мы постоянно под-вергаемся угрозам, агрессии, ненависти, зависти, что смерть неизбежна.

Я надеюсь, что мне удастся показать, как вы сможете перенестись из состояния угнетенного разочарования, от ощущения неуверенности и страха к просветленному озарению, которое воспримете как избавление от многих мучителей человека. Но МЫ не будем употреблять здесь возвышенное выражение «просветление». Назовем это переключение состояний тем, чем ОНО является на самом деле - пережитым постижением. Если вы неожиданно для себя обнаружите и осознаете, что то, что Казалось таким бессмысленным, что раздражало, мучило не¬уверенностью и страхом, разочаровывало и унижало вас, в принципе, очень понятно, логично и в порядке вещей, то в этот момент вы переживете приятное избавляющее постижение, которое и сделает вашу жизнь ценной, исполненной смысла и гармоничной.


Тканый ковер состоит из натянутых продольных нитей - «основы» и переплетенных поперечных нитей - «утка». И основа, и уток необходимы. Это единое целое, иначе ткань не соткать.
В моем «сравнении с ковром» основа - это реальные биологические, жизненные потребности: свет, тепло, питание, сон и т.д. То есть - витальные, физические потребности. К этому аспекту действительности относятся и наше стремление к выгоде, и любая целесообразная деятельность: сельское хозяйство, управление, промышленность, технологии и т.д.
А уток - это создание цветного образа. Это другой, идеальный, аспект действительности. В нем - формирование гармонии и ее понимание. В «сравнении с ковром» уток - смысл и идеал. Идеалы указывают дорогу жизни, наполненной смыслом. Мы обращаемся К идеалам и к гармонии, когда нам необходимы «высокие» понятия: смысл, культура, духовность, разум, порядок.

 

Человеческая жизнь - это сложение двух аспектов действительности: цели и смысла, реального и идеального, инстинктивных потребностей и духовных ценностей.

 

Гармония, таким образом, не пассивное состояние. Она нетождественна, вопреки представлениям многих людей, безразличному добродушию. Гармония - это то, что хорошо передается немецким словом «Gefuge»: упоря - (доченное соединение противоположного. Например, гармония художественного образа создается соединением создающих напряжение, противоположных форм и цветов, светлого и темного, переднего плана и фона.

 

У животного физические потребности и поведение почти всегда совпадают. У человека же, который может действовать по собственной воле, напротив, физические потребности и поведение часто вступают в противоречие. Человек знает, что не следует много есть, курить и употреблять алкоголь; человеку известно, Что ему необходимы движение и отдых, но физические потребности и воля человека вступают в противоречие. Поэтому стремиться к гармонии обязан сам человек.

 

Но чтобы найти путь к гармонии, нам, людям, нужны идеалы и духовные ценности.

 Закон гармонии во вселенной и во мне

Никому неизвестно, но мы можем предположить, что существует единый закон, который определяет упорядоченное устройство бесконечной вселенной и человеческой души, - это закон гармонии. Один из величайших философов Иммануил Кант (1724-1804) высказал замечательное суждение по этому поводу: «Две вещи наполняют мою душу постоянным восхищением и непрерывно растущим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».

Под «звездным небом» Кант понимал космос, Вселенную, а «нравственный закон» - это совесть.

Совесть - это живое осознание того, как необходимо поступать человеку, чтобы его поступки были гармоничными. Если бы у меня спросили, что такое совесть, я бы ответил так: свесть - это знание закона гармонии, выведенное из собственного опыта человека.

Нарушить этот закон может только человек с «нечистой совестью». Правда, от совести нередко пытаются избавиться, или отречься. Но она прочно укореняется в людях и проявляется в форме постоянного недовольства собой, или в ощущении непризнанности, недостаточной любви к ним. А людям так хочется, чтобы их признавали, любили.

 

Закон гармонии действует в нас постоянно: как совесть, как «нравственный закон».

 

Макса Люшер, семинар в Москве 2003 года и выдержки из его

книги " Закон гармонии в Вас"